Summary analytical report on the results of procurement monitoring for 2023

В отчетном периоде Государственным комитетом Республики Татарстан по закупкам (далее – Государственный комитет) в соответствии с возложенными на него задачами в целях эффективного расходования бюджетных средств Республики Татарстан проводились мероприятия, направленные на совершенствование региональной информационной системы Татарстана в сфере закупок, управления государственными закупками, реализацию ключевых принципов контрактной системы, совершенствование нормативного регулирования, достижение ключевых показателей.

 

ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)

 

В 2023 году для заказчиков Республики Татарстан проводились процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следующими способами: открытый конкурс в электронной форме, аукцион в электронной форме, запрос котировок в электронной форме.

В расчет анализа результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) взяты закупки, завершение процедуры по которым (дата начала и окончания подачи заявок) произошло в период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года.

 

Сводная таблица закупок конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд заказчиков Республики Татарстан

Таблица № 1

 

Тип размещения

Кол-во проведенных процедур/ лотов

Динамика количества закупок (%)

Начальная (максимальная) цена контрактов проведенных процедур (руб.)

Динамика закупок по начальной (максимальной)  цене контракта (%)

2022 год

2023 год

2022 год

2023 год

1. Открытый конкурс

1 423

1342

-6

108 543 928 818

85 806 994 629

-21

2.Электронный аукцион

31 283

31 593

0,8

123 889 473 823

 

158 133 506 621

28

3. Запрос котировок

943

1 359

44

805 644 803

 

1 769 211 591 

 

 

119

Всего

33 649

34 294

2

233 239 047 444

245 709 712 841

5

 

 

По стоимостному показателю очевидно увеличение НМЦК закупок на 5%.

По сравнению с 2022 годом число процедур по запросу котировок выросло на 44%, а их объем в стоимостном выражении на 119%. Это связано с поправками к Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) - увеличен ценовой порог для запроса котировок в электронной форме до 10 млн. руб. (ранее он составлял 3 млн. руб.) и временно сняты ограничения на годовой объем контрактов, заключенных данным способом.

 

 

Диаграмма № 1

 

 

 

Диаграмма № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Диаграмма № 3

 

 

В 2023 году наибольший объем закупок в стоимостном и количественном выражении пришелся на май, ноябрь и декабрь.

За 2023 год 31 637 закупок привели к заключению контракта, что составило 92 % от общего количества проведенных процедур.

 

 

Диагарамма № 4

 

Диаграмма № 5

 

 

В 2023 году порядка 58 % от общего объема НМЦК и 54 % от общего количества проведенных заказчиками Республики Татарстан закупок признаны состоявшимися. Из общего объема НМЦК несостоявшихся закупок 97 % (в количественном выражении 87 %) процедур признаются несостоявшимися по причине низкой конкуренции (подана одна заявка), либо отклонения всех заявок участников, кроме одной.

Диаграмма № 6

 

В связи с низкой конкуренцией при проведении закупок, объектом которых были сооружения и строительные работы, продукция обрабатывающих производств, услуги гостиничного хозяйства и общественного питания, административные и вспомогательные услуги были признаны несостоявшимися в результате поданной одной заявки или отклоненных всех заявок, кроме одной. Их доля в несостоявшихся торгах составила 85,5%.

 

 

Диаграмма № 7

 

 

Наиболее результативным в части признания закупок состоявшимися являлся электронный аукцион 55,5% в количественном и 73,66% в стоимостном выражении, самым нерезультативным – запрос котировок 11,64% в количественном и 18,47% в стоимостном выражении.

Большой объем закупок, проводимых запросом котировок, признаются несостоявшимися по причине подачи одной заявки или отклонения всех заявок участников, кроме одной.

 

Показатели закупок в динамике

Таблица № 2

 

 Показатель

Завершенные состоявшиеся процедуры

Начальная (максимальная) цена контрактов состоявшихся закупок, млн.руб.

Завершенные несостоявшиеся процедур

Начальная (максимальная) цена контрактов несостоявшихся закупок, млн. руб.

2022

2023

2022

2023

2022

2023

2022

2023

Количество/

сумма

18 506

18 621

152 652,10

137 871,14

15 143

15 673

78 678,77

100 360,12  

Доля, относительно общего количества процедур

55%

54%

66%

56%

45%

46%

34%

44%

 

 

В отчетном периоде наблюдалось снижение объема и удельного веса закупок в стоимостном выражении, признанных состоявшимися, то есть тех закупок, в которых количество заявок участников, допущенных по итоговому протоколу, было две и более.

С одной стороны, больше закупок в количественном выражении признаются состоявшимися, но с другой стороны доля конкурентных закупок в стоимостном выражении уменьшилась на 10 % (по сравнению с 2022 годом).

 

 

 

Удельный вес состоявшихся (несостоявшихся) конкурентных процедур (в количественном и стоимостном выражении)

Таблица № 3

 

Статус конкурентной процедуры

Доля от общего кол-ва проведенных закупок (%)

Доля от сумм начальных (максимальных) цен  контрактов проведенных процедур (%)

2022 год

2023 год

2022 год

2023 год

Процедура состоялась (допущено 2 и более заявки)

 

55

 

54

 

66

 

56

Процедура не состоялась

(подана одна заявка или все, кроме одной заявки отклонены)

38

39

32

42

Процедура не состоялась

(не подано ни одной заявки  или все заявки отклонены)

7

7

2

2

 

 

По сравнению с 2022 годом в 2023 году количество проведенных закупок увеличилось на 2 % с 33 649 до 34 294. В то же время по стоимостному показателю увеличение объема закупок составило 5 % с 233 239 047 444 рублей до 245 709 712 841 рублей, при этом в 92% случаях закупка чаще всего проводится в форме электронного аукциона.

 

По итогам 2023 года 7% закупок признаны несостоявшимися в связи с тем, что не было подано ни одной заявки, либо все заявки были отклонены, а 39% закупок признаны несостоявшимися в связи с тем, что была подана одна заявка или все кроме одной заявки отклонены. Наибольшее количество несостоявшихся закупок связано с отсутствием достаточного количества потенциальных участников, соответствующих требованиям, или размером начальной (максимальной) цены контракта.

 

 

  •  

 

На основании обращений заказчиков управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан за 2023 год осуществлено 117 случаев включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – РНП) о 83 участниках.

В 2023 году уменьшились случаи внесения в РНП. Для сравнения, за 2022 год было зафиксировано 140 случаев включения сведений в РНП о 117 участниках закупок.

Сведения о записях реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сделанных за 2023 год, представлены в таблице.

 

Сведения о распределении случаев включения участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков

Таблица № 4

 

 п/п

Основание внесения участника в РНП согласно ч. 2  ст. 104 Закона № 44-ФЗ

Кол-во  случаев внесения сведений в

РНП

Кол-во внесенных в РНП участников закупок

1

Уклонение участника закупки от заключения           контракта

7

5

2

Расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда или в  случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контрактов

110

78

ИТОГО

117

83

 

 

 

  •  

 

По данным портала закупок www.zakupki.gov.ru за 2023 год органами контроля было рассмотрено 464 жалобы (увеличение по количеству жалоб, по сравнению с прошлым годом, составило 38,9 %): 210 признаны необоснованными (45,26 %), 158 признаны обоснованными (34,05 %) и 96 частично обоснованными (20,69%) от общего количества рассмотренных жалоб). В отношении 171 (36,85 %) рассмотренной жалобы выданы предписания об устранении нарушений.

При этом в 2022 году органами контроля было рассмотрено 334 жалобы, 158 из которых признаны обоснованными (47,3%) и 96 частично обоснованными (16,8 %) от общего количества рассмотренных жалоб.

Данные о результатах рассмотрения жалоб представлены в таблице № 5 и в диаграмме № 8.

Таблица № 5

Сведения о ведении реестра жалоб

 

№ п/п

Результат рассмотрения жалоб

Количество жалоб (предписаний)

Доля, %

1

Рассмотрено жалоб, из них:

464

100,00

1.1

Жалоба признана необоснованной

210

45,26

1.2

Жалоба признана обоснованной

158

34,05

1.3

Жалоба признана обоснованной (частично)

96

20,69

2

По результатам рассмотренных жалоб выдано предписаний, из них:

171

100,00

2.1.

Об отмене протоколов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и внесении изменений в документацию (извещение)

101

59,07

2.2.

Об отзыве проекта контракта и его повторном направлении на подписание

3

1,75

2.3.

О внесении изменений в проект контракта

6

3,51

2.4.

Об отмене протоколов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и повторном рассмотрении заявок участников

42

24,56

2.5.

Об отмене протоколов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и повторном проведении аукциона

8

4,68

2.6.

О внесении изменений в извещение (документацию)

3

1,75

2.7

О внесении изменений в протокол подведения итогов

6

3,51

2.8

Об отмене процедуры проведения закупки

2

1,17

 

Диаграмма № 8

 

 

По данным ЕИС за 2023 год органами контроля проведено 665 проверок в отношении государственных заказчиков и бюджетных учреждений Республики Татарстан (в 2022 году 566 проверок).

Сведения о плановых проверках представлены в таблице № 6.

Сведения о плановых проверках

Таблица № 6

 

п/п

Наименование показателя

Органы контроля

Итого

Министерство финансов Республики Татарстан

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан

Органы муниципального контроля

1

Общее количество плановых проверок, в том числе:

41

3

96

140

1.1

По результатам которых нарушения не выявлены

4

0

29

33

1.2

По результатам которых нарушения выявлены

37

3

67

107

2

Количество предписаний, выданных по результатам выявленных нарушений,

в том числе:

4

0

30

34

2.1

Об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

0

0

0

0

 

За 2023 год из 140 плановых мероприятий, проведенных органами контроля в отношении государственных закупок Республики Татарстан, в 76,43% случаев выявлены нарушения норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в отношении 24,28% проверенных закупок выданы предписания об устранении нарушений.

УРОВЕНЬ КОНКУРЕНЦИИ

 

На проведенные в отчетном периоде конкурентные процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) было подано 79 640 заявки участников закупок, что на 3,6% заявок больше показателя 2022 года (76 768). По результатам проведения процедур доля допущенных членами комиссий заявок участников в 2023 году составила 96%, что на 4% выше, по сравнению с уровнем предшествующего года.

Диаграмма № 9

 

Общий показатель конкуренции по всем процедурам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) составил 2 участника (среднее количество участников на одну проведенную процедуру) или 2,1 участника в отношении допущенных от общего количества конкурентных процедур.

                  

 

 

Диаграмма № 10

 

Из-за дополнительных требований, которые устанавливаются при проведении открытого конкурса, закупка привлекает минимальное количество участников.  Электронный аукцион является наиболее распространенным способом осуществления закупок (применяется в 92% случаях) и имеет наиболее понятные требования к участникам закупок.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СОЦИАЛЬНО ОИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Согласно положениям статьи 30 Закона № 44-ФЗ заказчики   обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП, СОНО) в размере не менее чем 25% совокупного годового объема закупок,  рассчитанного с учетом части 1.1. статьи 30 Закон № 44-ФЗ.

В соответствии с постановлением КМ РТ от 31.03.2023 № 385 «Об утверждении индикаторов оценки эффективности деятельности исполни-тельных органов государственной власти Республики Татарстан, отдельных государственных учреждений Республики Татарстан и качества жизни населения на 2023 – 2025 годы» был установлен индикатор оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, отдельных государственных учреждений Республики Татарстан и качества жизни населения на 2023 – 2025 годы в части осуществления объема закупок у СМП, СОНО в размере не менее 30 % от совокупного годового объема закупок.

 

Показатели закупок, проведенных среди СМП, СОНО

 

Таблица № 7

 

 

2022 год

2023 год

Динамика относительно прошлого года (%)

Количество закупок государственных и муниципальных заказчиков РТ среди СМП, СОНО, шт.

15 078 

12 174 

-24 

Совокупная начальная (максимальная) цена закупок государственных и муниципальных заказчиков РТ среди СМП, СОНО, руб.

13 472 774 001 

13 000 466 942 

-1 

Доля контрактов с СМП, СОНО от общего объема заключенных контрактов, %

30,8

25

-23

Количество заявок, поданных на участие в закупках среди СМП, СОНО, шт.

35 574 

30 416 

-17 

Уровень конкуренции на проведенных закупках среди СМП, СОНО, ед. на 1 закупку

2,36

2,50

 

Наибольшее количество закупок для СМП, СОНО в отчетном периоде проводилось путем электронного аукциона – 9 505 закупок (78%).

В сравнении с 2022 годом доля контрактов, заключенных с СМП, СОНО уменьшилась на 23%.

Доля процедур с конкуренцией (подано более 2 заявок участников)  составила 52% от общего количества проведенных закупок для СМП, СОНО.

 

 

 

 

 

 

СНИЖЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА ПО ИТОГАМ КОНКУРЕНТНЫХ ПРОЦЕДУР ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ) (ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ)

 

Одним из показателей эффективности осуществления закупок является экономия бюджетных средств, то есть снижение цены контракта по результатам проведенных конкурентных закупок[1].

В разрезе конкурентных способов определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) детальная информация об объеме экономии представлена в таблице № 8.

 

Информация об экономии бюджетных средств в разрезе способов    определений поставщиков (подрядчика, исполнителя)

Таблица № 8

 

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Объем экономии

 

 

Абсолютное значение, тыс. руб.

Относительное значение, %

 

 
   

Открытый конкурс

545 131,98

0,67

   

Электронный аукцион

4 156 720,36

4,11

   

Запрос котировок

95 767,86

8,2

   

ИТОГО

4 797 620,21

4,32

   

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма № 11

 

 

 

Статистика по заключению контракта

Детализация участников закупок по месту регистрации

Таблица № 9

Место регистрации участника (регион)

Объем контрактов, заключенных заказчиками РТ*, руб.

Участие в закупках РТ, (%)

Татарстан Респ

216 849 915 323,00

88,59

Москва

17 674 909 847,00

7,22

Прочее**

2 870 243 396,00

1,04

Пермский край

1 231 142 828,00

0,50

Санкт-Петербург

1 116 987 171,00

0,46

Московская обл

1 012 020 747,00

0,41

Нижегородская обл

661 206 775,00

0,27

Башкортостан Респ

558 240 345,00

0,23

Краснодарский край

461 414 984,00

0,19

Удмуртская Респ

317 264 546,00

0,13

Самарская обл

271 421 124,00

0,11

Свердловская обл

167 636 762,00

0,07

Челябинская обл

159 013 816,00

0,06

Вологодская обл

156 381 011,00

0,06

Чувашская Республика - Чувашия

121 537 730,00

0,05

Приморский край

101 642 406,00

0,04

Марий Эл Респ

98 271 931,00

0,04

Ленинградская область

94 885 427,00

0,04

Омская обл

83 049 354,00

0,03

Крым респ

79 113 813,00

0,03

Тюменская обл

77 431 855,00

0,03

Воронежская обл

63 766 322,00

0,03

Ростовская обл

62 155 407,00

0,03

Ульяновская обл

51 534 895,00

0,02

Новосибирская обл

45 732 272,00

0,02

Пензенская обл

44 111 984,00

0,02

Мордовия Респ

42 520 949,00

0,02

Кемеровская обл Кузбасс

39 900 531,00

0,02

Адыгея Респ

38 781 192,00

0,02

Красноярский край

37 810 892,00

0,02

Оренбургская обл

35 097 768,00

0,01

Ярославская обл

33 120 264,00

0,01

Калмыкия респ

32 123 504,00

0,01

Рязанская обл

26 156 995,00

0,01

Кировская обл

25 069 775,00

0,01

Смоленская обл

24 244 242,00

0,01

 

 

* – значение включает в себя контракты, заключенные в том числе по итогам процедур, опубликованных в конце 2022 года

** – включены регионы, без определения места регистрации.

 

Диаграмма № 12

Диаграмма № 13

 

 

Итоги закупок в 2023 году свидетельствуют о стабильном значении данного показателя. Экономия бюджетных средств в 2023 году составила 4 797 620,21 руб. или 1,95% от НМЦК, заключенных по итогам конкурентных процедур определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (в 2022 – 3 843 909 843 тыс. руб. (1,74%)).

Максимальный размер экономии бюджетных средств в относительном значении достигнут по итогам проведенных запросов котировок в электронной форме – 8,2%, в абсолютном значении – по результатам электронных аукционов – 4 156 720,36 тыс.  руб. Аналогичная ситуация сложилась и в 2022 году.

КОНТРАКТЫ

По итогам 2023 года заказчиками Республики Татарстан контракта насумму271 936,52 млн.руб.Изнихпорезультатампроведенияконкурентныхспособовопределенияпоставщиков(подрядчиков,исполнителей)заключено48 388контрактовнасумму240 645,61 млн. руб.

От общего количества заключенных контрактов 35% составили контракты, заключенные с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (от общего количества заключенных контрактов). Если рассматривать общее количество конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 87 % составили контракты, заключенные по итогам электронных аукционов.

Диаграмма №14

 

 

Диаграмма № 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма № 16

 

 

Диаграмма № 17

 

 

 

Сводная таблица количества и общего объема заключенных контрактов заказчиками Республики Татарстан в 2022 и 2023 годах (в результате осуществления закупок конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя))

Таблица № 10

 

№ п.п.

Наименование способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

2022 год

2023 год

Динамика изменений

Кол-во

Общая стоимость

Кол-во

Общая стоимость

Кол-во

Общая стоимость заключенных контрактов, млн. руб.

1

Электронный аукцион

42 508

114 295,58

41 930

159 851,99

2

Открытый конкурс

4 516

105 771,03

5 158

79 595,72

3

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленный Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 111 Закона № 44-ФЗ

15

5,96

11

2,51

4

Запрос котировок

763

677,05

1 289

1 195,39

5

Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

24 191

38 316,93

26 855

31 290,91

ИТОГО:

 

71 993

259 066,55

75 243

271 936,52

 

 

ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ)

 

В соответствии с информацией, размещенной государственными (муниципальными) заказчиками в региональной информационной системе Республики Татарстан в сфере закупок в 2023 году, было заключено:

  1. Государственными заказчиками Республики Татарстан 123 927 контрактов на общую сумму 5 961 275 682,53 руб., из них:

1.1. 91 690 контрактов на общую сумму 3 970 574 303,30 руб. заключено в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;

1.2. 32 237 контрактов на общую сумму 1 990 701 379,23 руб. заключено в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;

 

2. Муниципальными заказчиками 268 457 контрактов на общую сумму 12 747 770 689,36 руб., из них:

2.1. 218 848 контрактов на общую сумму 8 487 844 196,91 руб. заключено в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;

2.2. 49 609 контрактов на общую сумму 4 259 926 492,45 руб. заключено в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

 

Итого в 2023 году государственными и муниципальными заказчиками Республики Татарстан заключено 392 384 контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (в соответствии с п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) на общую сумму 18 709 046 371,89 руб.

 

 

Диаграмма № 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма № 19

 

 

Таким образом, объем закупок, размещенных муниципальными заказчиками по отношению к государственным заказчикам, преобладает в 2 раза.

 

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ЗАКУПОК

 

Эффективность закупок для государственных нужд во многом зависит от распределения полномочий среди участников процесса.

В соответствии со статьей 26 Закона 44-ФЗ субъекты Российской Федерации вправе создавать органы/учреждения, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. Создание подобных организаций предполагает системное разделение полномочий и функций по формированию и осуществлению закупок для государственных нужд между субъектами таких структур. Подобная практика существует во многих регионах Российской Федерации.

Плюсами централизации закупок являются:

  • высокий уровень квалификации сотрудников уполномоченного органа (уполномоченного учреждения), что позволяет достичь максимального эффекта от проведения закупки и минимизировать нарушения;
  • повышение прозрачности проводимых процедур за счет централизации информации;
  • единообразный подход к организации процедур закупок, использование единых унифицированных форм документов, что, в том числе, приводит к единому пониманию процесса закупок участниками закупок и упрощению процедур проведения контроля.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по закупкам (утв. Постановлением КМ РТ от 08.05.2014 № 307 «Вопросы Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам») Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам (далее – Госкомитет) является республиканским органом исполнительной власти Республики Татарстан межотраслевой компетенции, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков и бюджетных учреждений Республики Татарстан.

Госкомитетом осуществляются:

1. Закупки товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков Республики Татарстан в соответствии с Детализированным перечнем централизованно закупаемых товаров, заказываемых работ и услуг для нужд заказчиков Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.08.2008 № 615 «О вопросах организации централизованного определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных нужд Республики Татарстан и признании утратившими силу отдельных актов Кабинета Министров Республики Татарстан».

2. Закупки товаров (работ, услуг) (за исключением случаев закупок товаров (работ, услуг) в соответствии с Детализированным перечнем) для нужд заказчиков Республики Татарстан в соответствии с Перечнем государственных заказчиков Республики Татарстан и бюджетных учреждений Республики Татарстан, для нужд которых Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам осуществляет функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

 

Таблица № 11

 

Тип размещения

Кол-во размещенных закупок

Сумма НМЦК, руб.

Кол-во заключенных контрактов

Сумма контрактов, руб.

Экономия

% (ср. знач)

Руб.

Электронный аукцион

909

6 300 452 261,89

850

5 650 891 082,64

7,31

461 093 946,03

Состоялись

607

3 526 664 688,39

607

3 077 036 538,24

12,75

449 628 150,15

Не состоялись (1 участник, нет участников)

302

2 773 787 573,50

243

2 564 644 198,80

0,41

11 465 795,88

Процедура отменена

5

71 666 014,35

0

0

0

0

Открытый конкурс

28

613 960 666,38

27

562 983 471,58

4,23

25 977 194,80

Состоялись

20

68 750 275,57

20

43 757 310,69

36,35

24 992 964,88

Не состоялись

8

545 210 390,81

7

519 226 160,89

0,41

984 229,92

Всего

937

6 914 412 928,27

877

6 213 874 554,22

10,25

709 748 719,65

 

В период с 1 января 2023 года до 1 января 2024 года Государственным комитетом проведено 937 централизованных закупок на общую сумму 6 914,41 млн. руб., в том числе:

  • 28 открытых конкурсов на сумму 613,96 млн. руб.;
  • 909 открытых аукционов в электронной форме на сумму 6 300,45 млн. руб.

 

 

Сводная таблица экономии бюджетных средств в разрезе товаров (без учета несостоявшихся)

Таблица № 12

Товар

Сумма НМЦК, (руб.)

Сумма контрактов, (руб.)

Экономия (руб.)

Экономия (%)

Поставка транспортных средств

715 749 281,66

699 372 128,97

16 377 152,69

2,29

Поставка бумаги листовой

99 937 773,00

84 091 600,76

15 846 172,24

15,86

Поставка техники

41 063 126,00

33 130 900,49

7 932 225,51

19,32

Поставка бензина и дизельного топлива

971 951 445,60

960 522 760,41

11 428 685,19

1,18

Поставка компьютерной техники, сетевого оборудования и программного обеспечения

876 357 678,96

670 650 296,04

205 707 382,92

23,47

Поставка мебели

57 950 458,00

44 216 452,72

13 734 005,28

23,70

Поставка бланочной продукции

13 834 329,48

13 409 037,91

425 291,57

3,07

Поставка оргтехники

218 893 632,00

157 878 230,55

61 015 401,45

27,87

Оказание услуг сотовой связи

39 538 958,75

39 538 958,75

0,00

0,00

Оказание услуг страхования

19 548 931,38

14 944 467,86

4 604 463,52

23,55

Поставка картриджей и тонеров

50 862 717,00

34 027 064,24

16 835 652,76

33,10

Товары и услуги согласно перечню заказчиков

2 610 633 361,51

2 491 263 778,50

119 369 583,01

4,57

Поставка изделий легкой промышленности

73 483 707,30

65 020 331,48

8 463 375,82

11,52

Поставка инновационной, нанотехнологической продукции

5 672 528,00

4 018 987,63

1 653 540,37

29,15

Питание

896 257 420,81

892 579 212,31

3 678 208,50

0,41

Общая сумма

6 691 735 349,45

6 204 664 208,62

487 071 140,83

7,28

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги проведенного анализа эффективности бюджетных расходов при проведении закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд Республики Татарстан за 2023 год можно сделать вывод, что в отчетном периоде:

- количество закупок, осуществляемых путем запроса котировок увеличилось на 44%. Согласно принятому закону, увеличен ценовой порог при проведении электронного запроса котировок с 3 млн. руб. до 10 млн. руб., а до 31 декабря 2026 года не действуют ограничения размера годового объема закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок. Данные изменения способствовали увеличению количества процедур, проводимых путем запроса котировок;

-   экономия бюджетных средств составила порядка 4,8 млрд. руб. (или 4,32%). При этом по централизованным закупкам, проводимым Государственным комитетом, экономия без учета несостоявшихся закупок составила 487,07 млн. руб. (или 7,28%);

- в части централизованных закупок, проводимых Государственным комитетом, общий показатель конкуренции по всем процедурам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) составил 3,5 (среднее количество участников на одну проведенную процедуру); в отношении централизованных закупок, проводимых Государственным комитетом, наиболее результативным в части признания закупки состоявшейся являлся электронный аукцион – 66,7% в количественном и 56 % в стоимостном выражении;

В связи с этим, считаем возможным рассмотреть расширение Детализированного перечня централизованно закупаемых товаров, заказываемых работ и услуг для нужд заказчиков Республики Татарстан.

-   уровень конкуренции по всем процедурам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) сопоставим с уровнем 2022 года и составил в среднем 2 участника на одну проведенную процедуру или 2,1 - на одну состоявшуюся конкурентную процедуру. Но вместе с тем, стоит добавить, что из общего объема НМЦК несостоявшихся закупок 93 % (в количественном выражении 87 %) процедур признаются несостоявшимися по причине низкой конкуренции (подана одна заявка), либо отклонения всех заявок участников, кроме одной. Особенно низкая конкуренция отмечается в товарных категориях: сооружения и строительные работы, продукция обрабатывающих производств, услуги общественного питания, административные и вспомогательные услуги. Результативным в части признания закупки состоявшейся являлся электронный аукцион – 55,5 % в количественном и 73,6 % в стоимостном выражении, самым нерезультативным – запрос котировок;

- в 2023 году произошло увеличение количества закупок на 2% в количественном и 5 % в стоимостном объеме.

-   по сравнению с предшествующим годом в 2023 году произошло уменьшение конкурентных процедур для СМП, СОНО в количественном выражении на 24%, в объеме НМЦК на 1 %; доля контрактов с СМП, СОНО от общего объема заключенных контрактов, составила 25 %;

- необходимо отметить, что в 2023 году наблюдается уменьшение случаев подачи заявлений о внесении участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков, при этом количество внесенных в РНП участников также уменьшилось;

- в 2023 году вырос относительный показатель экономии бюджетных средств по электронным аукционам.

-   объем контрактов, заключенных заказчиками Республики Татарстан с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), зарегистрированными на территории Республики Татарстан составило 88,6 %, что является положительным фактором в рамках развития республики.

В рамках снижения минимизации нарушений, совершаемых заказчиками, а также в целях повышения уровня квалификации заказчиков Республики Татарстан в 2024 году будет продолжена работа по проведению бесплатных обучающих мероприятий, посвященных контрактной системе в сфере закупок.

 


[1] Экономия рассчитана как разность суммы НМЦК и разность суммы цен по итоговым протоколам конкурентных процедур, за исключением процедур, в которых не было подано ни одной заявки или все заявки были отклонены.


All content on this site is licensed under
Creative Commons Attribution 4.0 International