Запрет иностранных товаров: какие ошибки допускали участники и госзаказчики в мае ‒ июне 2020 года

5 августа 2020 г., среда

1 мая вступили в силу обновленные запреты на допуск иностранных товаров к госзакупкам. Как применять исключения, нужны ли в заявке подтверждающие документы, когда заработал реестр российской продукции — такие вопросы возникали у участников и заказчиков. Разберем основные ошибки на примерах из практики.

Что считать исключением при применении запрета на допуск иностранных товаров

Одно из оснований для неприменения запрета устанавливает пп. "б" п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616. Им можно руководствоваться, если соблюдено одно из условий:

-закупается одна единица товара стоимостью не более 100 тыс. руб.;

-закупается совокупность таких товаров и их суммарная стоимость составляет менее 1 млн руб. (за исключением закупок товаров, указанных в п. п. 1 – 7, 124 и 125 перечня).

На практике с применением этих условий возникли сложности.

Так, заявку участника аукциона на поставку тканей отклонили из-за отсутствия документов, подтверждающих соответствие запрету на поставку иностранных товаров. Участник пожаловался в контрольный орган. Он считал, что в этом случае не применяются запреты по пп. "б" п. 3 Постановления N 616 и нужно устанавливать ограничения по Постановлению N 617. Оренбургское УФАС не согласилось с участником. Объект закупки имеет код ОКПД2 13.2 "Ткани текстильные", что соответствует п. 1 перечня, т.е. надо применять запрет по Постановлению N 616. Контрольный орган также отметил, что этот код не указан в Постановлении N 617, следовательно, ограничения не распространяются на закупку данных товаров.

Другой участник посчитал, что закупка относится к исключениям из-за того, что цена единицы закупаемых товаров составляет менее 100 тыс. руб. Архангельское УФАС заключило, что запреты применять нужно: НМЦК составляла больше 1 млн руб.

Ошибки возможны и при формировании документации.

Заказчик ошибочно установил запрет на поставку иностранного товара при закупке снегоочистителя. Цена единицы товара составляла менее 100 тыс. руб., закупали всего 1 штуку. Значит, закупка относится к исключениям, при которых запрет устанавливать не нужно. Алтайское республиканское УФАС признало это нарушением.

В другом случае заказчик объединил в закупке:

-товар, в отношении которого не нужно устанавливать запрет по пп. "б" п. 3 Постановления N 616;

-товар, в отношении которого действует запрет (он относится к исключениям из данного пункта).

Это также признали нарушением.

Нужны ли в заявке документы, подтверждающие страну происхождения товара

Для закупок товаров, указанных в п. п. 1 ‒ 7, 124 и 125 перечня из Постановления N 616, действуют дополнительные требования. Участники обязаны использовать материалы или полуфабрикаты из государств, входящих в ЕАЭС. Документы, подтверждающие страну происхождения материалов, участник представляет на этапе исполнения контракта.

При этом для всех товаров из перечня в заявке нужно представить выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей и (или) информацию о количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если это предусмотрено Постановлением N 719.

При участии в закупках товаров, указанных в перечисленных пунктах, участники нередко допускают ошибку. Они считают, что все подтверждающие документы нужно представлять при исполнении контракта. Однако это правило касается только документов, подтверждающих страну происхождения материалов или полуфабрикатов.

Так, участник аукциона на поставку верхней одежды посчитал, что его заявку неправомерно отклонили из-за отсутствия выписки из реестра. Объект закупки относился к коду ОКПД2 14.1 "Одежда, кроме одежды из меха", что соответствует п. 3 перечня. Иркутское УФАС жалобу признало необоснованной. Выписку из реестра, подтверждающую страну происхождения товара, нужно было представить. Похожее решение приняло Кемеровское УФАС.

Напомним, Минпромторг ранее высказывал аналогичную позицию.

С какого числа можно использовать реестр российской продукции

Реестр российской продукции появился на сайте ГИСП почти за месяц до того, как был опубликован порядок его использования. В связи с этим многим участникам было непонятно, можно ли руководствоваться этим реестром. 2 июня Минпромторг сообщал о возможности использования реестра для получения выписки. Контрольные органы отсчитывают начало его работы реестра с этой даты.

Так, Красноярское УФАС признало неправомерным отклонение заявки участника из-за отсутствия выписки из реестра, поскольку на дату окончания подачи заявки (1 июня) реестр еще не был опубликован. Похожее решение приняло Рязанское УФАС.

В ситуации, когда подача заявок завершалась 18 июня и в заявке не было выписки из реестра, Псковское УФАС признало ее отклонение правомерным.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International